Кумара (буквально “мальчик” или “царевич”) также известен как Сканда, Карттикея, Муруган или Субрахманья. Он – сын Шивы и Парвати, военачальник богов, призванный победить страшного демона Таракасуру, который медленно, но верно разрушал миропорядок… Обстоятельства рождения Кумары описываются в поэме Калидасы “Кумара-самбхава”, ставшей апогеем мастерства поэта и литературной жемчужиной, оказавшей влияние на всю последующую литературу. Блеск рождённого Кумары не мог выдержать сам бог огня Агни, не смогли его удержать и воды Ганги, и он был унесён на гору Химават, где младенца с шестью головами увидели шесть Криттик (звёзды созвездия Плеяд), его воспитавшие. Когда-то культ Кумары был общеиндийским, но сегодня он популярен главным образом на юге под именем Субрахманья.

Его главный атрибут — копьё, а ездовое животное – павлин.Неизвестный скульптор периода Личави изобразил Кумару в виде подростка (рис. 1). Он восседает верхом на павлине, держа в левой руке украшенное копьё, словно отправляясь в бой. Миф повествует о том, что он вступил в сражение с врагами богов всего через несколько дней после своего рождения. Характерная черта скульптуры периода Личави — основание украшено стилизованными узорами на камнях, а форма птицы, особенно её расправленные перья хвоста, четко определена.

На второй скульптуре Кумара мало похож на военачальника. Он тоже держит в левой руке копьё, но сидит в лалитасане на лотосе. О его божественности мы узнаём по его ореолу и нимбу с пламенеющими краями. На всех изображениях у него круглый живот (как и у его брата Ганеши). Можно увидеть и священный шнур, который в более ранних скульптурах отсутствует.

Индонезийский вариант бога-ребёнка Кумары тоже с большим животом (рис. 3). Он сидит на павлине, обнимая его за шею. На нимбе покоится полумесяц, на груди – большой медальон на ремнях, расположенных крест-накрест. Это украшение, известное в Индии как чханнавира (channavīra), указывает на героическую личность. Конечно, он герой, но в индийских и непальских изображениях такой пояс он носит редко. Да и полумесяц, скорее, ассоциируется с его отцом, Шивой, а не с самим Кумарой.