Кого мы ещё не рассмотрели из знаковых животных индийского субконтинента? Про коров говорили, про ворон тоже, про слонов, про павлинов, и даже про шакала не забыли. Пора переходить к теме чешуйчатых пресмыкающихся. Питон Каа из “Маугли”, кобра Нагайна из “Рикки-Тикки-Тави” – вот и сложилась ещё одна прочная ассоциация животных со страной. Ассоциация несколько тревожная. Вообще змеи стараются избегать встречи с человеком, но в домах без удобств человек выходит куда-то ночью, босой, деятельный, зрение у него так себе, пробирается по кустам без мер предосторожности, а там он непрошеный гость и… получает неожиданный отпор. Статистика впечатляет: в Индии от змеиных укусов погибает больше 60 000 человек в год, и эти данные неполны, поскольку статистика собирается в разных штатах по-разному (и не очень-то тщательно).
А что с санскритской змеёй? Обращали ли внимание на змей санскритяне? Конечно. Чего стоит знаменитый змей Шеша, на котором возлежит Вишну в своём йогическом сне. В образе этого многоглавого змея просматривается королевская кобра. А змей Васуки, которого использовали в качестве верёвки при пахтании океана? Или вот есть известная ведантическая максима о верёвке, принимаемой за змею, что иллюстрирует иллюзорность мира. Или же неудачные комбинации в гороскопах, называющиеся kāla-sarpa-doṣa, где kāla-sarpa – чёрная кобра. А ещё поза кобры!
Вообще с классификацией змей в санскрите довольно туго. Тем не менее, какие-то эпитеты, кроме основных синонимов, есть. Повадки животного описывают bhujaga— и bhujaṁga— “передвигающаяся изгибами”, uraga— “идущая грудью”, cakṣuḥ-śravas “слушающая глазами” (интересное наблюдение о том, что несмотря на отсутствие наружного уха с барабанными перепонками, змея всё же слышит: как мы знаем сейчас – структуры внутреннего уха у неё есть), dvi-jihva “двуязычная”, leliha “постоянно облизывающаяся”.
Cамые распространённые синонимы, встречающиеся в текстах, смотрите на карточках.



